Дуся Шалаева

Родилась в 2001 году. В 2019 поступила в Литературный институт им. М. А. Горького, но ушла после второго курса, переехав в Санкт-Петербург. Публикации в художественном альманахе «Хижа» и журнале «Рог Борея». Является студенткой Санкт-Петербургской Академии Художеств имени Ильи Репина по направлению теория и история искусства.
«Органический
монохромизм. Вариативность»
Эссе-ноктюрн об актуальной живописи художницы Анны Студентовой, в котором текст постепенно теряет свою прикладную природу и превращается в самостоятельную поэтическую форму.
Органический монохромизм. Вариативность
(эссе-ноктюрн о живописи Анны Студентовой)

______________________________________________1
“Without a title 50x65” =
плоскость покрытая чёрным.
Целлофановый шёпот слышен (=сшсшсшсшс=) через льдовотонкое крыло экрана объективной реальности, и слабость в полотне приобретает силу удара в ребро тупым предметом. Так выглядит потемнение в глазах, когда корпус тела резко поднялся со стула. Прежнее место покоя оставлено, и приходится отыскивать новое, пробираясь сквозь темноту своих глаз.
Холст решён динамично. Динамика во многом достигается усилением фактурного шума. Препарировать данную переменную будет сложно и приятно. Фактура образует волнообразные складки-параллели. Глаз беспощадно цепкий в них беспомощно тонет. Сопротивление велико: чистый цвет.
Границы полотна отсутствуют. Материал выбивается “за”, свисает с холста. Здесь же усиленно видно сопротивление чистого цвета. Масло вобрало в себя столько воздуха, что едва ли можно его не вдохнуть. Каждая волна фактуры вросла кожей холста: ни что иное, как мышца материала. И чёрный, чёрный, чёрный. Тотальный чёрный. Цвет, чистота которого скрипит на зубах. Взять нож и намазать на кусок хлеба, чтобы поглотить эту плотность живописи.
Лад мажор: отсутствие композиции.
Отрицание линейности как таковой, где только форма способна диктовать движение. В этой работе всё подчинено цвету: движение, эмоция, зрительный акт. Форма вырезана из организма этого произведения, как ненужный appendicitis.
Лад минор: силовая замкнутость.
Процесс бесконечной борьбы цвета и материала, как единого организма, с сопротивлением нехудожественного пространства. Динамика, рождённая фактурой, ещё более усиливается в этой борьбе, образуя процесс равный в своей трагичности биологическому. Звенящая меланхоличная страсть: рождение и смерть citos [1].

_______________________________________________2
“середина”=
тремор пространства.
Возможно именно так выглядит звук: гудок пассажирского поезда, вибрация телефона, крик в пустоте. Слышно как проходишь расстояние от подъезда до остановки. Но звук не статичное вещество, он дрожит. И тело его есть нечто схожее с ритмичными пульсациями стрекозьего крыла. И опять шёпот (=сшсшсшс=). Пустота, выхваченная пробелом, между переменными функции холста. Дойти до остановки, не замочив обувь в треморе пространства.
Ткань картины сложена из взаимодействия элементов сложной композиции, которая заключена в искривлениях нелинейной формы-объекта. Чтобы почувствовать то, как выстраиваются эти сложные взаимоотношения, нужно выйти в уличное пространство и сесть на качели таким образом, чтобы голова свисала вниз, почти касаясь земли. Чтобы выразить подобное ощущение через текстовое поле, следует употребить следующий словообразный пазл:
черное
жужжание.
снежная пыль-мух
отрывисто но бесконечно но
качание глазное.
Отнюдь не спроста нарушен композиционный метроном. В этой работе он отсекает 1/2 часа так же тщательно, как отсекал бы светофор период передвижения по пешеходным полоскам. Это значит только то, что ритм должен быть выдержан в одном направлении. Примерно так:
си бемоль (1\2) ²

Доминантсептаккорд: силовая диагональ.
Нелинейное движение, которое могло бы усилить открытость пространства в холсте, представлено здесь со всей своей сложностью.
Видно, как созидатель нащупывал мягкость плоскости, но часто натыкался и на остриё угла, потому то движение уравновешенное по силе своей, всё же выходит неравномерным, и при взгляде на полотно наблюдатель может испытывать дискомфорт в связи с ощущением выталкивания из среды художественного пространства. По большей части вся гамма и строится на таком дискомфортном ощущении: будто вероломный вуайерист ты глядишь на то, как двигаются невидимые магнитные волны в невидимом магнитном поле.
________________________________________________3

“2”=
формирование опустошения вовне.

Схожесть с зудящим плечом, обожжённым искривлением пескообразного полудня. (или) Оцарапанное колено; кожа жаждет поцелуй. Когда переставляли пластинки, игла нечаянно искалечила антрацитовую поверхность винила: (=сшсшсшс=). Вымочив губы сухим воздухом, можно дальше продолжать танцы подсохших снопов.

Сосредоточенное безмолвие линий, казалось бы, не претендует ни на одну из диагоналей холста. Сплошная линейность построена перед наблюдателем. В самом деле так и есть, загадка отсутствует, и в этом заключается вся прелесть полотна. До диез мажор.

Гармония, созданная линейной конструкцией, граничит с природной гармонией, догоняя её в некоторых аспектах:

  1. Звучание линий пунктирно и вытесняет посторонние шумы. Подобное звуковое поведение распространенно в полях, лугах, степях: как среди растений, так и среди птиц.

2. Эстетическая обёртка — лесной покров. Глаз моментально проникается ощущением опустошения горизонтальной оси, как во время предзакатного состояния.

3. Центр художественного пространства равен:
а) волокнам склеренхимы
б) сосудам ксилемы
в) ситовидным трубкам

Как и два предыдущих полотна (“Without a title 50x65”,“середина”), данная работа демонстрирует срез открытых движений - импульсов (птичье сердцебиение, сердцебиение ящерицы). Нечто сходное в органическом монохромизме и могли собирать Владимир Татлин и Михаил Матюшин, но, более всего, схожесть присутствует с энтоптическим искусством палеолита: одна тональность.
Плоскость и цвет обретают движение сами по себе, потому что не могут не двигаться, когда собраны с помощью монохромных слайдов, где волей-неволей каждое внутренние столкновение (конфликт) выражаются более ярко, чем в бинарной системе. Отсюда и исходит вариативность, дающая чарующий вкус надежды на бесконечную игру с символом и образом.



[1] Пузырьковидное образование (перевод с греч.)
Made on
Tilda