1
L' amor che move il sole e l' altre stella
и sole, один
и altre stella
а кто тут не один?
что знает о любви
звезда,
что видела меня в молчании
у озера манящей стороны,
её саму незримо отражая?
и в отражении кого
всегда встречаем?
кто любит? кто любим?
кто движет чем? и кем?
кто хочет быть и кем?
и чем? и с кем?
возможно ли такое:
быть звездой?
и в озеро упасть горящим камнем?
пусть пламень мой погасит
и навеки
на дне меня укроет пеленой
из тонкой ряски,
камыша и тины.
я буду вечно спать,
любовь - тому виной.
2
понемногу по чуть-чуть
ветер усиливается
дождик уже не дождик
а мокрый снег
понемногу по чуть-чуть
мелким бисером буковки
на экране мерцают
как называется это дерево?
а это?
имена утрачены, утрачено касание
ветвей дуба о моё окно
ворохи душистых листьев
превратились в мокрую грязную кашу на дорогах у дома
ветер злее с каждым днём
но уютно в комнате светит настольная лампа,
выхватывая из тьмы картину, подаренную другом,
и высохшие цветы, тоже подаренные кем-то близким,
на столе чай и открытая посередине книга
"где сердце ваше, там и сокровище ваше" написано в книге
за окном - ветер
и голые деревья, за которыми становится видимым небо
3
мой сад
мой сад напоминает ад:
костры-деревья полыхают,
не оставляя грубых тел,
лишь тени старые сжигают.
в песке лежит искусственная роза,
на кровь уж не похожа,
напоминает глаз больного.
мой ад напоминает сад:
без дна, дыра в скале-песке
и хоровод цветов, огней,
деревья, на которых
повешены качели-мертвецы,
убитые тогда, когда
не помню.
и лишь один вопрос
меня пока что беспокоит:
где снег былых времён?
мне нечего воспеть,
да и достойно что-либо
воспетым быть сегодня?
4
я редактировал диссертацию одиннадцать лет,
ахейцы быстрее взяли трою, чем я
защитил диссертацию.
мне нечего защищать, кроме моих цепей.
моя троя сгорела, но старик-Анхиз уже размахивает посохом.
молния ослепила старика.
Афродита была к нему милостива.
там, где закончилась смерть, началась для меня любовь.
там где закончилось третье лицо, началось первое лицо.
вы когда-нибудь видели живой звезду, упавшую с неба?
а я видел. видел, и остался жив.
так я и скажу на защите, когда меня спросят об актуальности моей темы.
даже моя античность - поздняя,
но я люблю твою осень,
потому что в мире
не всегда есть место совершенству.
и даже если моя диссертация так и останется ненужным осколком далёкого прошлого,
когда я умру, боги скажут: простим этому идиоту его образ жизни, он пытался говорить на нашем языке,
подарим ему домик на берегу эгейского моря
и красивую женщину,
чтобы он был счастлив.
а я скажу им смиренно:
грех отказываться от такого дара, но клянусь Зевсом,
я был счастлив уже здесь, на земле,
и теперь дела, не счастья ищет душа моя!
разве что дети мои, наконец, обретут своих собственных львов.
вы же, о боги, подарите мне вместо домика покой летейских вод, вкус которых исцелит меня от боли по всем тем,
кто страдал и страдает на этой земле.
5
Посвящается Верочке, очаровавшей моё сердце, внимательно держащей меня за руку, она слушает - и слышит
Венера, закованная в меха,
рыцарь, закутанный в сталь,
с одной стороны - земля,
с другой - вода.
вечный спутник своей тени -
любви поклонник верный и последний:
как тот священник, что вышел встретить Юлиана в предместьях Антиохии.
от избытка сердца
возможна любовь,
любовь - это возможность избытка,
и невозможность определения.
пойманный на противоречии,
я прячусь в строчки.
моя теория аргументации
никуда не годится!
я гуляю по саду собственных мыслей, в которых заправляет любовь,
нежная хозяйка.
ласково наливает чай,
радостно исчезает в тумане.
и смерти будто нет, когда я вспоминаю тебя.
и смерти вовсе нет, когда ты рядом.
6
я никто, я смерть в кармане,
смех на красных площадях,
я ничто, паук в стакане,
ложка дёгтя на губах.
я сломавшийся проектор,
белый шум и серый день,
потерявший стрелку вектор,
я теперь всего лишь тень.
я пространство для движенья
без возможности расти.
я лишь чьё-то отраженье
на поверхности пути.
я песок в твоих ботинках,
я горящая тетрадь,
неизветная
картинка,
неоткрытая печать.
сын напрасных ожиданий
и несбывшейся мечты,
пустота в твоём стакане -
исчезающее ты.
7
бояться волков - в лес не ходить,
бояться - не бояться,
а как переклюкать одиночество?
кличет сокол в холодной комнате,
в мерзлой воде черти водятся,
по зимнему полю постели
волчьими следами пальцы в лес убегают,
а за лесом деревьев не видно,
не согреет, не обнимет,
гнездышком в ладошки не спрячет,
сердцу спящему не прикажешь,
утро вечера мудренее
8
Живу в стране, где хомо хомини,
но и такой милее нет,
где в мавзолее, словно в домике,
грибное мессиво лежит.
живу в стране, где утро вечером,
а ночь темнее, чем душа
соседа Толика с Заречного,
весельчака и алкаша.
живу, короче, в странном мареве,
на территории, где смерть
вся перетянута вуалями
и любит на меня смотреть.
тут каждый день снега неубраны,
и вплавь по ним идут в кино
морячки спелые и штурманы,
неся в сердцах своих окно.
здесь лучезарными стратигами
закрыты книги и луна,
и одинокими виригами
душа моя ограждена.
удел один - судьба без памяти,
и смерть кривая у забора.
черта, сгорающая в пламени
любви, не знающей укора.
и в час ненужного смирения,
когда весна замироточила,
я написал стихотворение,
но это ничего не значило.
9
Грустные финны иль угры
Раньше ходили у кромки
Серой воды,
А сегодня
Мальчик смеётся, за руку
Девочку держит у края,
Солнцу осеннему щурясь,
Волнам седым улыбаясь.